Дэвид Бирн. Весь мир. Записки велосипедиста.

"Вы не пожалеете, если одолеете." (м/ф "Укрощение велосипеда")

"Велосипед стал для меня основным способом перемещения по Нью-Йорку где-то в начале 80-х. После первых осторожных проб я сразу же загорелся вело-энтузиазмом - хотя Нью-Йорк не самый подходящий для этого город. Мною овладели бодрость и чувство свободы. Тогда у меня был старенький трехскоростной велик, оставшийся от прошедшего в пригороде Балтимора детства, - а для Нью-Йорка, в сущности, большего и не нужно. В те годы моя жизнь почти целиком протекала внутри Манхэттена - в Ист-Виллидж и Сохо, - и вскоре мне стало ясно, что велосипед дает возможность носиться по делам в рабочее время, а вечерами посещать клубы, выставки или ночные заведения: наличие двухколесного средства передвижения избавляло от необходимости то и дело искать такси или ближайшую станцию подземки. Знаю, ночные клубы и велосипеды не очень-то легко увязываются в общественном сознании. Но в Нью-Йорке столько всего интересного можно увидеть и услышать - а я обнаружил, что, когда требуется быстро перебраться из одной точки вечернего города в другую, на велосипед вполне можно положиться. Вот я и стал велосипедистом, несмотря на то что двухколесный конь несколько снижал мой статус в глазах окружающих, к тому же вечно ахавших, что я ни за грош подвергаю себя такой опасности: в те годы мало кто ездил по городу на велосипеде. Автомобилисты еще не привыкли делить улицы с подобными мне, а потому подрезали нас или прижимали к припаркованным на обочинах машинам даже чаще, чем теперь. Будь я тогда постарше, я бы оценил езду на велике как удобный способ поддерживать физическую форму, но поначалу мне это и в голову не приходило. Мне просто нравилось кататься по грязным улицам, с выбоинами и трещинами в асфальте..."

birn-02Название: Весь мир. Записки велосипедиста.
Оригинальное название: Bicycle Diaries
Автор: Дэвид Бирн
Переводчик: А. Ковжун
Серия: Амфора Travel
Жанр: Путевые заметки
Дата издания: 2009 год
Издательство: Амфора

Музыкант и композитор, обладатель Оскара и Грэмми, основатель культовой группы Talking Heads, выходит на сцену в новом амплуа - как путешественник и рассказчик. Объездив весь мир, музыкант убедился, что лучше всего наблюдать жизнь разных городов с седла "двухколесного коня": такая точка обзора - быстрее, чем при ходьбе, и чуть выше пешеходов - по его словам, не даст заскучать, и при этом позволит рассмотреть городской пейзаж в деталях, недоступных пассажирам несущихся автомобилей или поездов. Велосипед оставляет время на размышления - и Дэвид щедро делится с читателем своими мыслями о самых разных вещах: политике, музыке, архитектуре, истории и особенностях национального характера. Наблюдения музыканта составляют своеобразную карту мира, увиденного глазами велосипедиста. Действие прыгает из Берлина в Стамбул, из Стамбула в Аргентину, оттуда в Манилу, в Австралию, в Лондон, в Сан-Франциско, в Нью-Йорк. интереснее всего - о США. О разваливающихся городах-заводах, о неприступной тюрьме и художниках с болезнью Дауна, о мечте, которая сбылась немного не так, как хотели, про велосипедистов и то, как к ним относятся в разных городах... По сути - размышления неглупого человека на фоне описаний мест, где он побывал.

"...в большинстве виденных мною городов я был всего лишь проездом. Кто-то может посчитать, что в таком случае все, что я видел, по определению будет сводиться к поверхностным, ограниченным, выхваченным из контекста впечатлениям. Так и есть, многие из моих городских заметок можно рассматривать как самоанализ, в котором городу отводится роль зеркала. Но я также считаю, что даже краткий визит позволяет гостю проникнуть в смысл деталей, очевидных невооруженному взгляду особенностей, - и тогда общая картина, тайные намерения города непременно проявятся, почти сами собой. Экономика раскрывается в магазинных витринах, история - в дверных косяках. Странно, но по мере настройки микроскопа на изучение более мелких деталей общая перспектива становится все шире и отчетливее.

Каждая глава этой книги исследует какой-то один город, хотя я мог бы включить описания гораздо большего их количества. Неудивительно, что разные города обладают уникальным, присущим только им обликом и по-разному выделяют то, что кажется им особенно важным. Порой вопросы, возникающие у наблюдателя, цепочки его рассуждений кажутся едва ли не обусловленными конкретным урбанистическим пейзажем. Ну, например, одни главы фокусируются скорее на истории, а другие повествуют о музыке или живописи, - все зависит от города.

birn_3

Конечно, какие-то города проявляют к велосипедисту больше дружелюбия, чем другие. Не только в смысле географии или климата, хотя и это накладывает свой отпечаток, но и за счет того, какое поведение здесь поощряется, а также того, как именно устроены (или, наоборот, не устроены) некоторые города. Как ни странно, наименее дружелюбные нередко оказываются самыми интересными. Рим, скажем, потрясающий город, когда смотришь на него с велосипеда. Движение в городах центральной Италии известно своей перегруженностью, так что два колеса могут дать преимущество в скорости и, если постараться избежать подъемов на знаменитые холмы этого города, можно без затруднений скользить по нему, наслаждаясь чередой замечательных панорам. Однако Рим - отнюдь не рай для велосипедиста, совсем напротив: в крупных итальянских городах общее настроение "каждый сам за себя" не способствует созданию безопасных велодорожек. Но, если принять это как данность, хотя бы на время, то (при соблюдении осторожности) езду по Риму на велосипеде можно порекомендовать как увлекательное приключение."

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo