Дон Фернанду II и Глория.

Последний герой парусного флота Португалии.

На левом берегу Тежу тоже довольно многолюдно, судя по количеству строений. Но, в отличие от многих городов на реках, Лиссабон не делится на право- и левобережный. На той стороне два небольших городка в пределах видимости, Касильяш и Алмада. Это они светят огнями в поздний вечер на набережной, создавая романтическую атмосферу... Может быть от того, что Лиссабон дает туристу все, что он может пожелать, гости столицы не особенно стремятся на левый берег. Максимум - для того, чтобы сойдя с парома, тут же сесть в автобус или электричку, которые отвезут к статуе Христа. Не подозревая, что совсем рядом, два шага шагнуть, находится весьма примечательный экспонат. Говорящий о величии морского прошлого страны нагляднее, чем те же Башня Белень и Монумент Первооткрывателям. Ибо гарантирует нешуточное погружение в историческую реальность...

Наверное, у каждой морской державы есть подобные памятники. Во всяком случае, у меня это четвертый корабль, вслед за крейсером "Аврора", шведским галеоном "Густав Васа" и норвежским "Фрамом". Понятно, что за экспонатами стоит богатейшая история морского флота каждой из стран. А сейчас речь идет о корабле-музее "Дон Фернанду II и Глория". Это - славная страница истории португальского флота, представитель "золотого века" парусной эпохи, сошедший с индийских верфей в 1845 году. 170 лет назад...

lisbon-11-01

Добраться до сухого дока в Касильяш, где "пришвартован" фрегат, можно На электричке через мост 25 апреля или на пароме до пристани Cacilhas. В принципе, до статуи Христа надо добираться так же. Только до города Алмада от пристани надо ехать на автобусе (если выбран вариант с электричкой компании Fertagus, доезжаем до станции Pragal и там уже недалеко пешочком).
Я выбрал вариант с паромом. Причал совсем рядом, на станции метро Cais do Sodré (Каиш ду Содре) - т.е. они напротив друг друга, не заблудитесь.
Билет оплачивается с карточки Viva Viagem. Проходя через турникет, прикладываем ее к считывателю, принцип тот же, что в метро. Обычный билет до Касильяш стоит 1.20 евро (можно купить в кассе). У меня карточка была заряжена "заппингом", поэтому поездка обошлась в 1.18 евро. Паромы ходят очень часто. Посидел в зале ожидания буквально пять минут и зашел на борт. За это время успел зацепить прицелом фотоаппарата заход в акваторию порта грозного военного корабля. Картина маслом, что называется... )

lisbon-11-02

Паром представляет из себя обычный, скажем так, вагон для перевозки пассажиров. Навскидку человек сто вмещает на двух своих палубах и неторопливо, но ходко, дефилирует туда-сюда через реку. Для массы жителей Касильяш и Алмады, работающих в Лиссабоне, поездка - совершеннейшая рутина. Но не для нашего брата туриста! )) И почти все туристы едут именно к Христу, игнорируя все остальное...

lisbon-11-08

lisbon-11-09

lisbon-11-10

lisbon-11-12

Мачты фрегата видны издалека. Высадились на пристань и стало ясно, что до него просто рукой подать. По пути обнаружил еще один странный артефакт неведомых времен. )) Шучу. Просто в подводных лодках я не разбираюсь, но то, что это старая субмарина, было ясно на все сто. ) Еще несколько метров - и вот он, "Dom Fernando II e Gloria" во всей своей военно-морской красе!

lisbon-11-13

lisbon-11-14

Почему португальские корабли строились в далекой Индии. Ответ прост: регион Гоа (известный ныне как популярный курорт) на западном берегу Индостана принадлежал Португалии на протяжении многих веков. К тому же, там находились стратегические запасы индийского тика, лучшего кораблестроительного материала. Из этого тика португальские кораблестроители строили корабли, по долговечности не имевшие себе равных.

Picturistika знает:
Название фрегата в переводе означает "Дон Фернанду II и Слава". На европейский манер - Фердинанд II (1816-1885), правил вместе с королевой Марией II и основал новую португальскую королевскую династию. Видимо, правил неплохо, ибо в 1850 году российский император Николай I наградил Дона Фернанду II высшей наградой Российской империи - орденом Св. Андрея Первозванного. А "Слава" - это "Богоматерь Глория", самая популярная святая среди католиков Гоа. Объединение в одном названии имени короля и богоматери - это довольно эксцентричное португальское новшество.

22 октября 1843 года корпус фрегата был спущен на воду. Корабль нес на борту 50 пушек и был для своего времени весьма крупным судном: водоизмещение - 1849 тонн, длина почти 87 метров, ширина – 12,8 метров. Экипаж насчитывал от 145 до 379 человек, а в рейсах между Португалией и Индией фрегат мог принимать на борт до 270 пассажиров. "Дон Фернанду II и Глория" довольно много поработал, пока в 1865 году не стал учебным судном Морского артиллерийского училища. А всего за 33 года службы фрегат прошел более 100 тысяч миль. Что в сумме означает как бы пять кругосветных путешествий.

lisbon-11-15

Как знать, может еще бороздил бы просторы океанов старый корабль, если бы не трагедия, случившаяся 3 апреля 1963 года. Сильнейший пожар почти полностью уничтожил судно, от него осталась только подводная часть. Останки фрегата пролежали в речном иле 29 лет, пока не было принято решение восстановить исторический корабль. В этом судьбы "Dom Fernando II e Gloria" и шведского "Vasa" похожи. В январе 1992 года сохранившаяся часть корпуса была поднята на поверхность. Кропотливая работа по восстановлению фрегата в мельчайших подробностях завершилась успехом через пять лет. "Дон Фернанду II и Глория" вновь был зачислен в состав ВМС Португалии. Восстановление фрегата очень удачно совпало с началом работы Всемирной выставки ЭКСПО-98, и за все время, пока корабль стоял у набережной Тежу, его посетило около 900 тысяч человек...

lisbon-11-21

Сейчас людей на корабле бывает немного. Я вообще первый в это утро ступил на палубу. После того как купил входной билет за 4 евро. Раньше, слышал, билет стоил 3 евро и на нем была фотография фрегата 1878 года... теперь подороже и поскромнее. И следом за мной поднялась супружеская пара, вот и весь туристский люд. Да и ничего, зато не толкались, ходили свободно кто куда, а в тишине все воспринималось гораздо романтичнее. ) На одном из фото видно расписание, но еще раз напомню: время посещений - вторник-среда, с 10.00 до 17.00

lisbon-11-29

lisbon-11-30

Если вам совсем уж не хочется заморачиваться с поездкой через Тежу, даю наводку: качественную модель фрегата "Дон Фернанду II и Глория" можно увидеть в экспозиции Морского музея. Это уже в самом Лиссабоне. Однако, людям, неравнодушным к морской стихии и кораблям, все равно захочется не просто взглянуть на фрегат, входящий в пятерку самых старых военных парусников мира, но и пройтись по нему...

lisbon-11-37

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo