Финляндия-Швеция, 2012, ч. 10

15 сентября 2012 года. Гамластан - Риддархольмен - Ратуша - Дроттнинггатан.

Получив довольно-таки общее, но, однозначно - незабываемое впечатление от концентрата старинных домов и улочек Гамластана, мы едем дальше.

Мало что запомнилось на Рыцарском острове (Риддархольмен, швед. - Riddarholmen). Там, в церкви Риддархольмсчюркан покоятся почти все шведские монархи. Но мы прошли мимо, наверное было еще закрыто. В центре площади Биргер-Ярлс-торг (Birger Jarls torg) - позеленевший от времени богатырь, тот самый Биргер Ярл, основатель города.

Ярл объединил Швецию под своим началом, впоследствии и его сыновья становились королями. Именно в письме между Биргером и его сыном Вальдемаром Стокгольм упомянут впервые в 1252 году. Этот год и был принят отправной точкой в истории Стокгольма. Хотя поначалу будущая столица Швеции называлась в честь другого короля - Агнафит (поселение, названное в честь короля Агне).
С 1187 года рыбацкая деревушка начала разрастаться в укрепленный пункт, а первые постройки возникли на острове Стадсхольмен. Сегодня Стокгольм - крупнейший шведский город (871 952 жителей по данным 2012 года, т.е. почти 22% населения страны). Пригородная зона Стокгольма с населением в 1 252 020 человек - самая населенная территория Швеции.  А озеро Меларен, у восточной оконечности которого расположилась столица страны - третье по величине в Швеции после Венерн и Веттерн. Его площадь -  1140 кв.км.

У пресноводного озера Меларен (швед. Mälaren) спускаемся потоптаться на террасе Эверта Тоба, а заодно и подивиться странной конструкции. Гид предлагает нам угадать, как называется этот "памятник". Первое, что мне приходит на ум - "ухо"... оживившимся народом предлагаются и другие варианты: "ладонь, "варежка", "пельмень"... На самом деле ни много ни мало - "Солнечный парус", творение основоположника современной абстрактной скульптуры в Швеции Кристиана Берга.
"Пельмень" стоит здесь с 1966 года и символизирует начало Стокгольма. А еще шведы называют его "Ухом КГБ" - якобы, через отверстие в камне российское посольство (а его как раз в эту дырку видать) собирает информацию о горожанах. Ну что с них, простодушных, взять... все равно, на пельмень больше похоже. )))

part-5-01

part-5-02

На пустынной террасе красивый вид на Ратушу (говорят, что с Ратуши вид на Риддархольмен еще красивее). Правее от "уха-пельменя-паруса" - памятник Тобу-гитаристу. Здесь раньше даже рок-фестивали и концерты проводились, но их прикрыли в конце-концов... шумно было от гитар! )

Следущий бросок нашей группы - в Ратушу. Один из символов Швеции, причем мирового масштаба - здесь чествуют Нобелевских лауреатов. Каждый год, 10 декабря - банкет, с отнюдь не "шведскими столами", полагаю, и конечно умные разговоры самых умных людей планеты. Что интересно, чем ближе к Ратуше, тем больше бегающих по тротуарам стокгольмцев. Бегают там нешутейно, кажется, что чуть ли не каждый третий! Но, возможно, это просто пик активности, потому что сегодня должен состояться забег на 21 километр 98 метров, именуемый "DN Stockholm Halvmarathon". Перекрыли, некстати, по этому случаю весь центр города. Наши водители четко доставляли нас в нужное место, но пришлось им попетлять по улочкам. Финал этого марафона мы видели, он закончился вечером в аккурат около Риксдага, шведского Парламента - а мы в тех окрестностях поджидали автобус, чтобы ехать в отель. А вообще, бегают стокгольмцы, и очень активно. Да и чего не бегать? Весь город в их распоряжении, даже во дворе Ратуши занимаются спортом (скажите мне, положа руку на сердце - кто из вас делал гимнастику непосредственно перед Белым домом в Москве?) А учитывая их любовь к велосипедам и великое внимание властей к велосипедистам, получается, что нация вполне здорова и развлекают они себя не банкой пива у подъезда... Словом, картина была интересной: туристы в теплых куртках, стокгольмцы - в тренировочных костюмах. )

На экскурсию в Ратушу я не пошел. Доехал до нее с группой ради бесплатного туалета, а дальше... Когда еще по Финляндии ехали, принял решение освоить Стокгольм самоходом, насколько позволит время, погода и желание... Желания было хоть отбавляй, а вот практического опыта пока ноль. Да и откуда ему взяться-то? Было страшновато, когда я ходил один, но это случалось редко - чаще все-таки в компании, двое или трое. Первый раз мы как раз от Ратуши и отошли самостоятельно - я, Наталья и Елена... Решили мы пройтись по улице-набережной Norr Mälarstrand, попить кофе. В самом ее начале попалось кафе, но с виду будто закрытое. Прошли чуть ли не всю улицу - ни одной кофейни или кафе, вообще. Вернулись обратно и стали стучаться в ставни кафешки, потому что кто-то внутри нехотя подавал признаки жизни. Так и оказалось, шведка явно готовилась к открытию кафе - ну и открыла чуть раньше. Потому что Елена говорила по-английски, во всяком случае, они друг друга поняли, а я в итоге получил полуемкость с горячим чаем и Сникерс (что-то на ум больше не пришло, привычка)... Женщины купили еще какие-то пирожные, угостили меня... вкусная выпечка у шведов, тут не поспоришь! тут надо покупать и есть! )

part-5-03

Пока группа была на экскурсии в Ратуше, мы обошли ее вокруг. У торца, под башней "Три короны" поглядели на мощного вида фальш-гробницу основателю Стокгольма, тому самому Биргеру Ярлу... и тому самому шведскому рыцарю, кстати, который получил по первое число от князя Александра, будущего Невского, в битве на Неве в начале 13-го века. Исторической справедливости ради должен сообщить вам об этом. ) Есть в Ратуше и очень приличный сувенирный магазин. Кое-что я там себе присмотрел, но - о, воспитание нашими рынками! - решил вернуться сюда позже, если не найду то же самое в городе, но подешевле. Не вернулся, так уж вышло. И дешевле не нашел. Цены-то практически одинаковые. А вот того чУдного подноса, который я хотел привезти своим девушкам в офис, я больше нигде не встретил... Совет - покупайте то, что понравилось, сразу, если чувствуете, что здесь больше не придется побывать. Впрочем, я уже говорил, кажется, об этом...

Что-то я не помню уже, вернулись мы к Королевскому дворцу на автобусе, или дошли пешком... До обеда, на который я подписался, у нас было свободное время. Можно было просто прогуляться по городу. А на обед я подписался, потому что было интересно, чем тут кормят и каков он из себя, шведский обед. ) Стоило это удовольствие, кажется, в пределах 20 евро... совсем недорого.

Прогулка наша началась в том же составе: я, Наталья и Елена. Обошли Риксдаг, подивились на деревья и кустарник вокруг, обрезанные в квадраты, по мосту Norrbro вышли на улицу Stromgatan и дошли до Королевского сада. Даже когда здесь не цветет сакура, все равно очень красиво и нешумно... душа отдыхает. Оттуда по Hamngatan дошли до знаменитой площади Сергель-торг (Sergels torg).

part-5-08

Чем интересна площадь для туриста? Гигантский прозрачный Kulturhuset до отказа набит галереями, магазинами и кафе. В подвале Kulturhuset находится городской турофис. В центре площади - открытый подземный переход, сложенный из черно-белой плитки. В общем-то... и все! После закрытия магазинов здесь, похоже, делать нечего. Разве что прогуляться вечером и поглазеть на "Указку". Так стокгольмцы назвали абстрактную скульптуру посреди площади. Оригинальное название - "Кристальный вертикальный акцент" (автор - Эдвин Эрстрем). Днем столб как будто вылит из чугуна, ночью - подсвечен изнутри, и словно стеклянный - на фотографиях в интернете это было красиво. Вечером второго дня я и еще одна девушка из группы специально сходили на Сергель-Торг, чтобы убедиться в этом. Скажем так... да, красиво, но о художественных достоинствах этого "фаллоса" можно поспорить. Во всяком случае, толпы народа этот монумент не собирает.

Погуляли мы по Дроттнинггатан (Drottninggatan). Улица эта заложена в 1630-е годы, и называется улицей Королевы согласно вполне конкретному историческому персонажу. Была в Швеции такая, Кристина, основательница Королевской библиотеки и Национального музея. Но, видимо, библиотеку никто не посещал, королева заскучала, отреклась от престола и уехала в Рим. Дроттнинггатан пересекает почти весь район Норрмальм. Для туристов - рай, "все в одном", что только душа пожелает - от дешевых сувенирных магазинчиков до дорогих ресторанов и музеев (Музей-квартира Стриндберга - Дроттнинггатан, 85). От пересечения с Тегнергатан (Tegnergatan) в асфальт впечатаны цитаты из Стриндберга. Жаль, что совершенно не понимаю по-шведски, и вообще слабо представляю, какую огромную роль в жизни Швеции играл этот человек. (Юхан Август Стриндберг (1849—1912) - шведский писатель-прозаик, драматург и живописец, основоположник современной шведской литературы и современного театра.) Но то, что он - всенародный любимец, герой и символ страны - это несомненно, это чувствуется и видится чуть ли не на каждом шагу...

part-5-13

part-5-14

Шаг за шагом по "королевской пешеходке", и мы уже снова в Гамластане, на улице Vasterlanggatan. Тут мой взгляд натыкается на явно туристичекий офис (Vasterlanggatan, 52). Мы заходим внутрь, Елена по-английски общается с менеджером. И через минуту я делаю самую дорогостоящую за весь тур покупку: приобретаю двухдневную "Стокгольмскую карту" за 625 крон. Зачем? Да то же самое любопытство, не обремененное мыслями о шопинге. К тому же, эта карта дает право проезда на всех видах городского транспорта в Стокгольме. А я как раз очень хотел посмотреть на метро - но в системе купонов так и не понял ничего. Ну и бесплатный вход в 80 музеев... ) Честно говоря, я не представлял себе в тот момент, как я "отобью" затраты на "Stockholmskort". Но мне было необходимо купить эту карту и попробовать ее в деле. Непрактичность приобретения на повестку дня не выносилась... ) Что касается неограниченного проезда в пределах любых транспортных зон на автобусах, трамваях и метро, - можно купить проездные билеты (SL-kort) сроком на 24 (1-dygn/24-timmar) и 72 часа (3-dygn/72-timmar) за 95 и 180 крон. Лучше сделать именно так, ибо одноразовые покупки купонов просто разорительны, судя по их цене.

После этого мы добрались до Королевского дворца. Там в этот момент проходила церемония смены караула - högvakten. Это костюмированное представление среди туристов вызывает огромный ажиотаж, но у меня, честно говоря, не вызвало никаких бурных эмоций. Как-то все мультяшно на вид, ожидал большего, но не увидел ничего такого, что поразило бы мое воображение... Но - нужно отдать дань традиции, ведь среди прочих военных в смене караула принимает участие самый старый в мире полк, Шведский гвардейский, сформированный еще в 1521 году...