Финляндия-Швеция, 2012, ч. 18

17 сентября 2012 года.

part-10-31Утро третьего дня в Стокгольме не было ненастным... но, несмотря на везение с погодой, мне было грустно. Ощущение того, что сегодня вечером я уеду из этого города, в который влюбился как в женщину, быстро, не скупясь на эмоции и чувства, не добавляло настроения. И то, что мы спозаранку вынесли свой багаж и погрузили его в автобус, только подчеркнуло - все хорошее когда-нибудь заканчивается. Но не все так плохо, однако. ) Этот день все еще был моим, а ноги не устали от общения с брусчаткой. Как обычно, плотно позавтракали, потом мы с Саней проводили нашу группу. Туристы, ведомые гидом, поехали в Уппсалу и Сигтуну, небольшие древние городки Швеции. Однако, их невеликость с лихвой окупается исторической значимостью. Сигтуна вообще считалась практически столицей древней Швеции и крупнейшим торговым центром... Потому, видно, буйные новгородцы в 1187 году оценили важность Сигтуны самым меркантильным образом - захватили ее и разграбили. После разорения еще почти два века Сигтуна развивалась, но что-то на звездной карте судеб сдвинулось, - и этот город перестал играть первую скрипку, уступив ее Стокгольму... Что касается Уппсалы, то с XV века город известен своим университетом. Причем, кроме него, здесь есть еще пять высших заведений, но Университет - знаменит на весь просвещенный мир! )

Это я к тому пишу, что позже, почитав об Уппсале, и вообще, об истории Швеции, довольно много, чуток пожалел, что не поехал туда. По прошествии некоторого времени стало понятно, что фирма "ТурТранс Вояж" делает совершенно правильный акцент на этих и других, не менее интересных экскурсиях. Аландские острова, Кольморден, Уппсала, Сигтуна, интереснейшая обзорная экскурсия по Стокгольму... Скажем так, для первого знакомства этого может быть вполне достаточно. Но и, что очень важно, ТТВ дает возможность самостоятельно попробовать "на вкус" шведскую столицу, т.е. "шаг влево, шаг вправо" - такого не было. ТТВ на нашей самостоятельности хоть и не зарабатывает поначалу, но вложения делает весьма перспективные! )) Интерес к путешествиям прививает стойкий, и мы хотим еще-е-е! )))

Рано утром мы выходим из отеля и загружаем чемоданы в автобус.

Мы с Саней, уже как вполне сдружившийся тандем, решили походить туда-сюда по городу, но опять внесли некий смысл и назвали 17 сентября "днем шопинга". В самом деле, пора уже и на память что-нибудь приобрести, мой чемоданчик еще ничем не был отягощен, не считая двух бейсболок и нескольких магнитов. ) Думаю, что даже если в начале пути нет никаких планов по приобретению вещей, то в конце они обязательно появляются. Хочется купить что-нибудь на память, чтобы более осязаемое, чем цифровые фотографии, напоминало о хорошей поездке. )
Для начала посетили тот огромный супермаркет, который рядом с нашим отелем. Автобус увез нашу группу дышать духом древности, а мы окунулись в мир современности.

Современность потрясала воображение и бередила всякие потребительские чувства - хотелось купить все, что в пределах видимости! Какой-то воздух, что-ли, особый за границей... Да, атмосфера. В тамошних магазинах приятно покупать, приятно просто походить, посмотреть. "Продавцы-консультанты" не кидаются как хищники на добычу с вопросом "Я могу чем-нибудь помочь?", до поры до времени даже демонстрируют какое-то безразличие. Которое, врочем, только кажущееся. Стоит тебе заинтересоваться чем-то и начать вертеть головой - они тут как тут! ))) Я оценил эту нормальную ненавязчивость, когда в гигантском торговом центре "Оленс", в детском отделе, вполне целенаправленно искал и выбирал детские варежки: сам нашел, сам выбрал, никто мне не "помогал" ) Варежки чудненькие, и один пацаненок в шахтерском городе Коркино, уверен, с удовольствием их носил, морозы-то нешуточные в наших краях... За варежки отдал 99 крон. Купил еще для детишек родственников футляр для ручек и карандашей за 79 крон - очень такой нарядный и цветной, самому понравилось, ) и пончо для девочки (179 крон)... вообще, для детей, конечно, там есть все, что душа пожелает, очень трудно остановить себя и не купить что-нибудь, особенно из одежды. Кстати, сами шведы приучают своих чад выбирать себе одежду самостоятельно. ) Приходят в магазин вместе, и те сами себе выбирают, что носить... воспитывают вкус и ответственность за принятие решения. С условием: сам выбрал - будь добр, носи, никуда не денешься. )

С этим я разобрался быстро... но, когда "завис" у стойки с музыкальными CD, ко мне подошел молодой парень, из консультантов. Спросил, что интересует. Я, в общем-то понял - ибо ничего другого он бы и не спросил, наверное. ))) А я присматривался к новинкам хэви-металл, но о шведской метал-сцене имел очень смутное представление. Диалог наш со стороны, наверное, был ухохочешься, но, тем не менее, мы друг друга поняли... "Heavy metal, sweden latest new CD, rock groups..." это я ему пытался втолковать ) Мне кажется, он меня понял, и зарылся в соответствующий отдел с дисками. А когда я сказал: "And "Tiamat", он ответил: "О! Это моя любимая группа! Очень люблю песню "название-не-разобрал"!" ) Словом, музыка всегда служит мостом для взаимопонимания ))) Диски, правда, дорогущие, и "Tiamat" мы не нашли на стойках, но парочку я купил (159 и 185 крон), приобщился к лицензионной продукции. У меня впереди по маршруту был еще один музыкальный магазин - мне его адрес помогла найти сотрудник отеля на ресепшене, бывшая соотечественница, к слову... но, она сначала выразила искреннее удивление. Потому что шведы почти поголовно покупают музыку и фильмы через интернет, кондовых магазинов осталось немного - для меломанов, любителей редкостей, и туристов...

На каком-то этапе блужданий по этому магазину-городу мы с Саней разделились. Он пошел по своим делам, я - по своим... Одна моя хорошая знакомая попросила купить ей шарфик, причем на мое усмотрение. ) Нашел нужный отдел в Галерее, потом нашел слово "шарф" в разговорнике. Сказал его как пароль подошедшей продавщице, и вот я перед невообразиммым количеством шарфов, всех цветов и мастей, любой длины и формы... Я растерялся, честно! ) И поэтому схватился за телефон, как за палочку-выручалочку! На симке "ТЕЛЕ2" было около ста рублей, ну, думаю, на минуту разговора хватит. И набираю номер. Коркино отвечает, голос ее - как будто рядом стоит! ) Коротко обрисовываю ситуацию, и просто называю цвет, длину и модель - до тех пор, пока не услышал: "Вот этот бери..." Уф-ф-ф! ))) Потом, когда купил щарфик (взял еще один до кучи, уже на свой выбор ))) - посмотрел баланс: 10 рублей за 4 минуты разговора! Вот это ТЕЛЕ2! Ну, теперь ясно, что в скандинавских турах это мой выбор! ) Потом уже звонил, не стесняясь несколько раз, и не боялся, что через минуту баланс обнулится... Что за тариф, поленился узнать, помню, что при пересечении границы с Финляндией TELE2 стал "иностранным" ) - получил смс-ку с приветствием от финского оператора...

В ожидании Сани присел в кофеенке. Кофе в чашечке был вкусным... а сплин не отпускал... Уезжать решительно не хотелось. Поэтому запланировал на будущее выучить шведский язык и поднять доход, чтобы хватило на маленький домик в шведской деревне... ) Потом от многих туристов слыхал о похожих переживаниях типа "Я б здесь жил!" - если понравилось, то непременно хочется вернуться, тяга очень сильная. Потом пришел Саня и мы пробежались до самого конца торговой улицы (еще три больших плитки шоколада, коробок шведских спичек и шариковая ручка - презент от продавца спичек. ))) После этого отправились на Дротнинггатан - усугубить вкус шопинга. )

part-10-07

До главной туристической улицы Стокгольма добирались на метро. Сначала доехали до Слюссена на автобусе, там спустились в подземку, еще раз прокатились, пока действовали наши транспортные карты. Вышли на поверхность Стокгольма, когда на часах было 12.20. С этого времени - какой-то беспрерывный, сумасшедший гон по магазинчикам, лавочкам, кафешкам. Верчение головой в разные стороны, чтобы увидеть и запомнить как можно больше. Как часто это бывает, сейчас, когда я пишу отчет, в голове запоздалые мысли: надо было остановиться, уйти на набережную Мэларена, спокойно прогуляться и перевести дух. Не то, что бы не понравилось суета Дротнинггатан... нет, это было интересно... Но это уже было. )

"Норму" по сувенирам я выполнил за час с небольшим. Еще пара магнитов, две зажигалки. Дошли до магазина Dressman, в котором я вчера не был, а Саня присмотрел себе какой-то супер-джемпер. Сегодня я решил тоже что-нибудь купить, для того, чтобы оформить такс-фри, посмотреть на практике, что это такое. Свитерочки и впрямь хороши, "merino wool 100%" - из шерсти овец- мериносов... тонкие, но приятные на ощупь, качественная работа. "Сделано в Китае" - ну, этому я уже не удивляюсь, 99 процентов шведской сувенирки тоже в Поднебесной делают. Все, свитер беру, иду на кассу, отдаю 40 евро со своей карты, мне на руки выдают длинную чековую ленту. Там и такс-фри, надо только заполнить паспортные данные. К сожалению, не догадался сфотографировать этот чек. А потом, когда уже подъезжали к Ваалимаа, Юлия собрала у всех, кто оформлял такс-фри, бланки и сама их за нас заполнила. ) Хорошо, конечно, что помогла. Но эксперимент остался незавершенным. ) Это надо делать самому, опыт набивать... На границе от суммы моей покупки вернули 4 евро. Мелочь, а приятно. )

part-10-16

Посидели в кафе. Хозяин - старый еврей из Венгрии, улыбчивый, знает несколько слов по-русски: "спасибо" и "Сталинград", почему-то. ) Туалет в кафе бесплатный, если что-нибудь заказал. Да, собственно, и так можно пройти, если показать, как сильно тебе это надо. ))) Как две девчонки, говорившие по-немецки - ворвались метеорами, и, чуть погодя, счастливые, продолжили свой путь. ) А мы, отдохнув, дошли до музыкального магазина "Ben Gans". Это круто! Рай для меломанов, и чего там только нет! Диски (и CD, и винил!), сувенирка всевозможная, постеры, плакаты, книги (видел там роскошное издание Карла-Магнуса Пальма "ABBA the complete recording sessions")... Но, даже на мой неопытный взгляд, показалось - все или просто дорого, или очень дорого.

part-10-21

Далее последовал забег до универмага (еще один "Оленс") на площади Сергельторг, там, по эскалаторам, вверх-вниз и обратно! ) Потом еще куда-то... и вдруг мы оказываемся в Королевских садах и плюхаемся на скамейку. Ноги гудят... Я понимаю, что это уже не отдых перед очередным забегом, а полноценный финиш. Все, хватит. Сейчас посидим, отдохнем, - и к месту сбора. В 20.00 нас повезут на паром... С этого момента как-то "отпустило", появилось ощущение, что я "сдулся", или успокоился, "наевшись" до отвала первыми заграничными впечатлениями.

part-10-28

part-10-29

Впереди была еще ночь на пароме, где мы послушали двойников ABBA, потом немножко поиграли с "однорукими бандитами" и даже остались в выигрыше. ) Затем уже по-осеннему свежее утро в Турку, набег на рыцарскую крепость, которая меня не вдохновила совершенно... Дорога к границе, и почти уже перед ней - рыбокоптильня-магазин, где один запах копченой рыбы сшибает напрочь! ) Снова две пограничные очереди... ночной Санкт-Петербург, утренняя Москва. Скоро я буду дома!

А пока я присел на скамейку возле Slottsbacken. Ветерок порывами напоминал о себе и сентябре, но вечер выдался тихим и солнечным. Я смотрел, как типичные стокгольмские пенсионеры (т.е. не старички с палочками, а вполне крепенькие деды) играют во что-то прямо у подножия шпиля. Игра чем-то напомнила керлинг, только вместо камней - большие металлические шары, и один поменьше, вокруг которого все и вертится... Деды играли увлеченно, но без того азарта, от которого наши дядьки громко вопят на всю ивановскую, жестикулируют отчаянно и хватаются за головы ))) Нет, здесь все было степенно и неторопливо, вполголоса. ) Вот таким я и запомнил Стокгольм...

part-10-30

Своей цели я достиг. Но, одолев одну проблему, получил другую - вирус путешествий! ))) Попутно понял, что поездка в автобусе в компании сорока соотечественников не представляет опасности )) - для этого надо четко осознавать, куда ты стремишься и чего ты хочешь. Можно уединиться насколько это возможно, избегая конфликтов. Можно перезнакомиться и влиться в дружную компанию. Послушно следовать за гидом, или пытаться самостоятельно осваивать "терра инкогниту". Возможности велики, выбор есть. Ставь во главу всего жажду познаний, неуемное любопытство, стремление развиваться - и получится многое из задуманного... Уж извините за банальность, но это действительно так - собственная жизнь, суть внутренний мир, становится шире, интереснее, а горизонт уходит вдаль, заставляя тебя спрашивать себя самого: "А что там еще, за горизонтом?.." А потом подниматься с дивана, и выходить из дома в очередной маршрут...

Написано в сентябре-октябре 2012 года. Обновлено в 2015 году для сайта Picturistika.ru