Красноярск в сентябре. Часть 15.

Описывая Красноярск, невозможно обойти музейную тему". Думаю - и уверен, с этим многие согласятся - что одним из критериев развитого, цивилизованного, туристического города - это число музеев в нем и качество выставочного фонда.


Так вот. По разным данным, число красноярских музеев колеблется от двадцати девяти до сорока (видимо, учитывая выставки и галереи). Не так много, по сравнению, например, со Стокгольмом. Там их более 80-ти. Но надо помнить, что такие города как Стокгольм, серьезно учитывают наполнение городского бюджета туристами со всего мира. Соответственно и развитие музейного дела рассматривается там как стабильный источник доходов - начиная от серьезной цены входных билетов, до наличия туристической карты. Стокгольмская Stockholmskortet дает право на бесплатное посещение музеев вкупе со скидками в кафе, рестораны, магазины и выставки... Налицо развитая и продуманная система организации туристического досуга. А что Красноярск? А вот сейчас мы вернемся в него и убедимся, что и здесь работа в этом направлении ведется очень серьезная...

Для начала, сравним цены на транспорт в городе (2014 год, напоминаю). Ведь, если музеев много, то туристу придется много и далеко ездить. В Стокгольме одна поездка на автобусе стоит 30 крон (171 рубль). В Красноярске - 19 рублей. ) Конечно, Стокгольмская карта дает право бесплатного проезда, и это большущий плюс, но низкая стоимость проезда в красноярском транспорте вполне успешно конкурирует с этим бонусом.

Второй важный аспект - качество музеев. Заманить туриста в молчаливые залы, увешанные и заставленные пыльными экспонатами из прошлого, не так-то просто. У нас сейчас есть "Орел и Решка", там все и покажут, и расскажут, причем в комфортной домашней обстановке. Значит, и в музеях надо делать то же самое, как минимум. Т.е. не диваны расставлять, конечно. )) Инсталляции и фоны должны быть красочными, цепляющими взгляд, интерактивность (как минимум - мониторы с видеосюжетами по теме, виртуальный гид на нескольких языках). Система ориентирования, не предлагающая найти выход из музея, )) а заставляющая не пройти мимо интересной экспозиции... Посещение музея должно стать событием для туриста, чтобы скука сменилась живейшим интересом, чтобы усталость от беготни по улицам сменилась чувством покоя и безмятежности. Чтобы музей стал эмоциональным "якорем" и в будущем его название вызывало только приятные ассоциации и желание прийти туда еще раз... Как-то так. )

В качестве примера сегодня будет Литературный музей имени В.П. Астафьева (ул. Ленина, 66).
Музей входит в систему Красноярского краевого краеведческого музея. Замысел его создания возник еще в 30-е годы прошлого столетия, но появился Литературный музей только в 1997 году, благодаря инициативе писателя Виктора Астафьева. Открытие музея состоялось 6 июня 1997 года, после реставрации здания, которая тянулась 10 лет, да и сегодня, по большому счету продолжается - реконструируются выставочные залы. В духе времени и требований, о которых я упомянул выше. По этой причине доступ в музей до сих пор ограничен групповыми экскурсиями, с улицы просто так в него не попасть. Но, - фактор "нужных знакомств" еще никто в России не отменял! ) А мой знакомый, пришедший на помощь - не кто иной, как Леонид, который, помимо всего прочего, еще и член Союза художников России. Благодаря ему, мне открылись двери всех залов Литературного музея и была обеспечена невероятно интересная экскурсия.

Леонид весьма причастен к нынешнему великолепию внутреннего убранства музея. Все, чем он интересуется - живопись, графика, проектирование, декоративное искусство - нашло свое применение при создании экспозиций. Явно и неоспоримо - в причудливом сплаве классических форм с новыми компьютерными технологиями сегодня зарождается современный стиль красноярских музеев. Много из того, что сделано, притягивает своей необычностью и авторской идеей.

Вообще, мимо этого дома, скромно стоящего меж современных огромин, можно пройти невзначай, не заметив его. А ведь в свое время он считался лучшим в Красноярске, и жили в нем немаленькие люди. Изначально он принадлежал купчихе Фриде Цукерман, в 1894 году в доме в нем обосновался сам губернатор Енисейской губернии Леонид Теляковский. Стиль - деревянный модерн с готическими мотивами. Свой нынешний вид дом приобрел в 1913 году, и после реконструкции губернским архитектором Владимиром Соколовским это "произведение искусства" стоило 33 825 рублей, - очень большие деньги для начала ХХ века.

Сегодня бывший дом Фриды Гершевны Цукерман - центр изучения и распространения сибирской литературы. Здесь хранятся архивы известных сибирских писателей, уникальные изобразительные, письменные источники, документы, фотографии, плакаты, афиши, автографы писателей и поэтов XIX—XX века, редкие книги и журналы XIX-XX веков...

На привязке литературного источника с событиями в истории Красноярского края построена вся концепция Литературного музея. Видел совершенно раритетные издания, мамамия! - рядом с ними даже кости мамонта не кажутся столь уж ценными! )) Главный зал очень красив, в нем можно менять освещение, и тогда в ультрафиолете проступают "сибирские иероглифы", письмена древних народов красноярской земли... очень таинственно и волнующе, и вызывает как раз то самое, необходимое эмоциональное состояние.

Шаг за шагом по этому залу - и посетитель уже готов к восприятию информации, на одной волне с историей... К сожалению, формат статьи не предполагает множества фотографий, но некоторое представление о настоящем времени в истории Литературного музея получить можно.

Практически в каждом зале есть или мониторы с видеоматериалом, или проекторы. Они проецируют кинокадры на экран, или туда, где по замыслу дизайнера восприятие будет
обосновано логикой сцены... У планов навигации по музею - кнопка аудио-гида. Вещать будет на трех языках - русском, английском и китайском. В духе времени. ) Мне не нужен ни аудио-, ни видео-гид - Леонид рассказывает очень интересно, просто заражает своей увлеченностью и заряжает позитивом! ) В зале, где экспонируется реконструкция жилища Агафьи Лыковой, я просто "завис" от восторга! ) Помните, наверное, историю семьи старообрядцев Лыковых? О них писала в свое время "Комсомольская правда", каждый очерк Василия Пескова из цикла "Таежный тупик" все ждали как новую серию про Штирлица! )) Сейчас из всех отшельников жива осталась только Агафья. И все вещи, которые здесь лежат, в этом зале - они подлинные, можно просто подойти и увидеть, как могут жить люди в наше время, если "цивилизация" для них - очевидное зло. Невероятно!

Очень понравилась инсталляция "Времена года" - на тему быта русских поселений, как жили крестьяне и казаки в старые времена... ощущение реальности такое, что кажется - сейчас самовар забулькает, засвистит, и запахнет свежезаваренным чаем и сушками... (в мисках и вправду что-то лежит, наподобие баранок!)))

Зал, посвященный образованию... ретроспекция, воссоздание обычного школьного класса. Но все искусно поделено надвое - часть из мира России (до 1913 года, как у нас любили говорить, сравнивая! )) - и часть советского времени, пионерские атрибуты, галстуки, горны, м-м-м! Ностальгия, однако! )

5 1 vote
Рейтинг
Страницы: 1 2

Вас может заинтересовать...

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Показать все комментарии