Лиссабон: от парка Эдуарда VII к пляжу Гиншу. Часть 2.

8 ноября 2015 года.

Как я уже не раз говорил, коротать время в музеях совершенно не мой стиль. Я иду в музей только вооруженный серьезным мотивом. Проникнуться духом и пылью той эпохи, которая интересна, например. Или же увидеть воочию предмет, на который "глаз упал". Увидел где-нибудь на фото, и все, не можешь забыть, даешь себе зарок - когда-нибудь, обязательно встретиться с ним.

Поэтому, когда в предыдущей статье сказал, что музей Гульбенкяна в маршруте дня выпал спонтанно... пожалуй, чуток слукавил. Минимум три фактора сыграли свою роль: во-первых, от парка Эдуарда VII до музея, действительно, недалеко. Во-вторых, по воскресеньям вход туда бесплатный. И третья причина, главная - там была одна вещь, которую я хотел увидеть и непременно сфотографировать, уже года два как. ) Честно говоря, все, что я увидел помимо нее, так и значится в моей памяти как "все остальное, красивое и уникальное, под одной крышей с частью сервиза королевской семьи Людовика XV"...

IMG_5043

IMG_5045

IMG_5048

Краткий экскурс в историческом срезе:

"Галуст Саркис Гюльбенкян (29 марта 1869, Стамбул - 20 июля 1955, Лиссабон) - британский финансист, промышленник и филантроп, крупный нефтяной магнат первой половины XX века. Соучредитель множества нефтяных компаний. Заложил начало нефтедобычи на Ближнем Востоке...

...В отличие от других известных коллекционеров, начавших собирание предметов искусства уже в более или менее зрелом возрасте, страсть эта поразила Галуста еще в детстве. За 50 пиастров, полученных от отца за успехи в учебе, 14-летний подросток купил на стамбульском базаре старинные монеты, впоследствии ставшие основой его богатейшей коллекции греческих монет, считающейся лучшей в мире. Гюльбенкян обладал уникальным и своеобразным эстетическим вкусом и умением видеть красоту, которые со временем переросли в настоящую страсть. К этому, безусловно, прибавилось отличное знание искусства, позволившее Гюльбенкяну стать известнейшим коллекционером мирового масштаба." (Википедия)

Словом, меценат в лучшем виде, покупавший не яхты и футбольные команды, вкладывавший деньги в произведения искусства. Социальный долг отдан им просто блестяще - уникальное собрание Галуст Гюльбенкян завещал португальскому народу, среди которого он провел последние 13 лет жизни. Музей, известный как Фонд Галуста Гюльбенкяна (Fundação Calouste Gulbekian), включает в себя более шести тысяч произведений старинного и современного искусства. Он открылся в 1969 году и является сейчас одним из крупнейших художественных музеев Португалии.

IMG_5051

IMG_5160

Перечислять здесь все, что я увидел, не входит в мои планы, о музее я расскажу очень кратко, в основном фотографиями. Если вас это заинтересует, вы легко найдете в сети исчерпывающую информацию о музее и человеке, создавшем его. План экскурсии примерно совпадает, кстати, с залами Национального музея в Стокгольме - по хронологическому принципу. Сначала я прошел через "восточные" залы.

IMG_5054

Там, конечно, вне конкуренции персидские ковры высочайшего качества, каждый из которых - произведение искусства! Затем керамика, фарфор, нефрит... если по странам, то здесь Древний Египет, Греция, Рим, Персия, Армения, Китай...
IMG_5086

Затем мы попадаем в европейские XVI-XX века. Мне показалось более интересным, может, имена были знакомы по школьному курсу истории, не знаю... Здесь - живопись(Рембрандт, Дега, Мане, Рубенс, Ренуар), скульптура (Роден), книгопечатание, прикладные жанры. Последние показались очень интересны, особенно всяческая утварь королевских дворцов, посуда, мебель времен Людовика XV и Людовика XVI... И на минуточку вернемся к посуде. Ибо в этом зале я и нашел то, за чем пришел. Вот она.

IMG_5126

Крышка блюда, серебро. Антуан-Себастьян Дюран (1740). Напомню еще раз - часть сервиза королевской семьи Людовика XV весом 9,35 кг. Мощная такая крышка, и красоты абсолютной! Я как в нее влюбился, так она мне до сих пор и нравится. Треска, бакаляу, Португалия... ну, вы понимаете! )

В общем, если я попадаю в музей, то стараюсь максимально благожелательно осмотреть коллекцию, оценить увиденное по шкале интереса. В этом случае, так же, как и шведскому Национальному музею - 10 баллов из десяти безоговорочно! Было на что посмотреть и чему удивиться...

Picturistika знает:
Фонд Галуста Гюльбенкяна / Fundação Calouste Gulbekian

Адрес: Av. de Berna, 45A, 1067-001 Lisboa
Часы работы:
Вт - Вс: 10.00 - 17.45
Закрыто: понедельники, 24 и 25 декабря, 1 января и 1 мая
Стоимость: постоянная выставка - 5€; бесплатный вход - воскресенье, дети до 12 лет и подростки до 18 лет в сопровождении родителей
Как добраться:
Метро S. Sebastião (синяя линия Azul или красная линия Vermelha) или Praça de Espanha (синяя линия Azul)
Автобусы 713, 716, 726, 742, 746, 756
Дополнительную и оперативную информацию можно узнать на официальном сайте.

Мне же пора возвращаться к монументу Помбала. Виадук где-то рядом. Надо выяснить конкретное направление. Первая встречная бабушка его обозначила, махнув рукой за памятник маркизу. Сказала: "Но это очень далеко!" Где-то я уже слышал эти слова! )) Пошел по указанному пути и немного пройдя по Авенида да Либердаде, дошел до поворота на Rua Alexandre Herculano. Там встретил еще одну бабушку, которая, выслушав меня, подумала немного и спросила: "Парле ву франсе?" Вот это в Лиссабоне я слышу в ответ постоянно и уже привык, что меня принимают за француза. Но не могу взять в толк, почему! )) Ответил, что нет, по французски не говорю. Она сокрушенно покачала головой, мол, как же мне объяснить, если я не понимаю ни французский, ни португальский. Однако, объяснила, и я даже понял, как мне тогда показалось...

IMG_5184

IMG_5183

IMG_5193

В итоге я описал какую-то загогулину и пришел к очередному музею. То был Águas Livres, Музей воды. Сейчас уже не воспроизведу свой путь, помню, что прошел мимо станции метро Rato, потом свернул... Мне нужен был Aqueduto Águas Livres, а вышел я к насосной станции Барбадинош, которая как и акведук, является частью Музея воды.

IMG_5188

IMG_5189

IMG_5195

IMG_5197

Там акведук, похоже, и начинается. Попытался его найти, но, похоже, свернул не в ту сторону, потерял из вида и насосную, и фрагменты виадука. Растерялся как-то, запереживал, что уже не успеваю, время уходит... А ведь вообще не проблема, если под рукой есть планшет, гугло-карта и интернет. У меня этого, увы, не было. Но впереди еще поездка на пляж Гиншу, поэтому не даю себе расслабиться, быстрым шагом возвращаюсь к метро Rato, оттуда - домой, в отель. Надо немного отдохнуть, и снова в путь, в Кашкайш...

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo