Пестум.

Мимолетные виденья греко-римской красоты.

Италия дает интересную возможность одномоментно перемещаться по географической горизонтали (ну не настолько большая страна) и по исторической вертикали. Вертикальная машина времени представляется мне магическим инструментом - сейчас ты в современном здании на центральной улице, и вдруг - не проходит и полчаса езды на электричке - оказываешься в местах, которые называют не иначе как легендарные. Древние легенды... А вот интересно, почему в нашем времени нет места новым легендам? Довольствуемся теми, что родились с древними греками, латинянами, римлянами... Наверное, величие Зевса, Юпитера и всех остальных богов до сих пор неоспоримо. Да и все уже придумано до нас, нечего добавить. И мифы красивы, и великолепные храмы, построенные в их честь, вызывают безусловное восхищение. В этом можно воочию убедиться, и даже в легенды поверить, если путь-дорога приведет вас в Долину храмов города Пестум.

Пестум вроде бы известен среди любителей истории, и раскопки с храмами - в анналах Всемирного наследия. Но его слава не столь очевидна, не так слепит глаза, как блеск распиаренных Помпей, Колизея, Везувия... И я запросто проехал бы мимо, или, что скорее всего, поехал бы совсем в другую сторону (да-да, Колизей, Понте-Веккьо и т.д.!)) До времени, предшествующего итальянской поездке, вообще не знал, что есть такой город. Если бы не увлекательный отчет одного из туристов на "Винском", то и не узнал бы, и не внес в трек-лист...

На сегодняшний день, 10 октября, было запланировано посещение Долины храмов в Пестуме, и поездка в Равелло, знаменитые виллы на Амальфитанском побережье. Но, как известно, понедельник - день тяжелый. И он таки оправдал свое реноме, особо разгуляться, увы, не получилось. Но, хотя бы выехал я по графику, составленному загодя. )

По железной дороге из Торре Аннунциата в Пестум можно добраться с пересадкой в Салерно. Только сейчас мне нужна станция на ветке компании Trenitalia, т.е. Torre Annunziata Centrale. Перед этой станцией есть еще одна, Torre Annunziata Citta. С виду она похожа на сущий полустанок, и не факт, что поезда там могут остановиться. Лучше не рисковать.
Идти до Чентрале по той же дороге, что в Помпеи, и на полпути, где радиальная площадь Piazza Imbriani (на скриншоте видно), свернуть направо, по указателю. Дошел бодрячком, чуть ли не с песнями. А на станции обнаружил, что из кармашка на сумке фотокамеры где-то по дороге выпали все распечатки по сегодняшним маршрутам. Хуже того, вместе с ними потерялся итало-русский разговорник, который я старательно составлял дома на все случаи жизни, и уже с успехом пользовался им. Это была катастрофа!

Такое чувство, как будто онемел в одночасье! )) Сейчас смешно, а в те минуты было не до смеха. Теоретически можно было вернуться тем же путем и попытать счастья в поисках пропажи. Но привычка делать все с небольшим запасом по времени означала, что через пять минут должен подойти поезд. А я не знаю даже, как спросить, с какого пути он пойдет! К счастью, и паниковать тоже некогда было. Увидел на платформе электронное табло, перешел туда и увидел знакомые слова: Napoli - Salerno, путь такой-то. Катастрофа отменяется? А то ж! ))

Есть такой стереотип, о безалаберности, царящей в системе общественного транспорта Италии. Но, у меня создалось впечатление, что Trenitalia все же придерживается графика движения. ) В 9.03 поезд пришел на станцию, и я отправился на нем в неведомые дали. В отличие от ободранных чиркумвезувианских электричек внутри все пристойно. Смотреть в окно быстро надоело, дорогу скрасил свежий номер спортивной газеты, оставленный кем-то на сиденье. Поизучал турнирные таблицы, еще раз пожалел о незнании итальянского, а потом отвлекся на пейзажи, потому что дорога подошла поближе к морю, и сразу стало как-то романтично и открыточно-красиво! ) Даже грусть о пропаже разговорника прошла... теперь, рассуждал я здраво, бояться больше нечего, буду просто полагаться на логику, интуицию, пару английских слов... и язык жестов. ))


Судя по расписанию, которое выдал сайт rome2rio, до Салерно ехать 42 минуты, а из Салерно в Пестум еще 29 минут. В общем, так и вышло, чуть больше часа, и еще десять минут ожидания на платформе вокзала Салерно. В сумме вся дорога стоит чуть больше 5 евро. Точно не скажу, потому что ехал по карте Tutta La Regione - вот, кстати, очень хороший выход из положения, если к кассам страшно подступиться из-за незнания языка. В вагоне протягиваешь контролеру, он считывает данные картридером, и все дела. Без карты пришлось бы трудно, ибо я от пережитого волнения забыл и те итальянские слова, что еще держались в памяти. )) Но, пожалуй, и хватит об этом форс-мажоре, ибо ситуация напрягала, конечно, но и не была "смертельной". Если надо своего добиться, иди и добивайся. Немного здоровой наглости, настойчивости и дружелюбия тебе в помощь. Все просто. )

Салерно я видел только из окна поезда. Симпатичный приморский город, в народе говорят, что шопинг здесь неплох. А за красотами Амальфитанского побережья надо уже ехать дальше, по самому побережью в сторону Сорренто. На вокзале же как обычно, толпы народа, движуха, все как у нас и везде. )

Двинулся тем же путем, что в Торре Аннунциата, высмотрел на платформе расписание движения, вычислил подходящую по времени электричку, и стал ждать. И опять без опоздания, точно по графику, красота! )) Через полчаса я сошел на станции Пестум.

Пестум (лат. Paestum), первоначально был известен как Посейдония - греческая колония конца VII века до н. э. в Лукании. Город знавал и времена расцвета, и столетия римского "застоя" (т.е. стабильной спокойной жизни)), а в конце IX века Пестум был разорен сначала сарацинами, а затем, спустя 200 лет, и норманнами. На этом его социальный статус был изменен на "достояние истории". Жители ушли из этих мест еще и потому, что малярийные болота, окружившие Пестум, сделали жизнь в нем попросту опасной для здоровья. Лишь в начале XX века болота осушили, Пестум стал подавать признаки жизни, а в конце 20-х годов прошлого столетия были начаты раскопки.

Музей открыт с 8.30 до 19.30 (последний заход в 18.50)
1-й и 3-й понедельник месяца с 8.30 до 13.40 (последний входной билет 13.00)
Археологическая область (Храмы)
открыт ежедневно с 8.30 до 19.30 (последний вход 18.50)

С платформы надо спуститься вниз, по переходу пройти пути и вынырнуть на самой станции. Ничего примечательного, полустанок, внутри есть автомат по продаже билетов, на втором этаже - туристический информационный пункт. Подниматься не стал, хотелось быстрее добраться до археологической зоны. Дорога к ней похожа на аллею, ведущую к воображаемой усадьбе, неширокая, тенистая от деревьев, обсаженных с обеих сторон, аккуратно заасфальтированная. Пешком не спеша идти минут десять, заблудиться здесь не получится, одна дорога упирается в другую. Это бульварчик, с одной стороны которого кафе, рестораны и магазины, а с другой - собственно Долина храмов. Самым ленивым можно вообще не покупать билет в парк, с бульвара все прекрасно видно, провел фотосессию на предмет "я здесь был", и порядок. ) Но не откажите себе в удовольствии провести здесь час-два в неспешной прогулке среди древних камней. Поверьте, оно того стоит!

Интуиция подсказывает, что надо направо. ) Иду, фотографирую, уже вижу впереди калиточку с предполагаемым входом, и ловлю на себя первые капли дождя! На входе мне объясняют, что надо идти обратно, в музей, - там продают входные билеты. Поворачиваю обратно и быстренько засовываю камеру в футляр, ибо дождь нешуточно припустил, кажется, надолго. Музей находится примерно на полпути назад, через дорогу от парка. Купил билет, можно было и по музею побродить, но не ощутил порыва. К тому же дождь внезапно закончился, и можно было приступать к прогулке по Долине храмов. Я вошел в ту же калитку, и пошагал по мягкой пружинистой почве к храму Афины.

Это один из трех дорических храмов первой половины VI в. до н.э., хорошо сохранившихся и принесших, собственно, историческую славу Пестуму. Храм Афины поменьше остальных, но, оттого, что стоит в отдалении и на небольшом возвышении, кажется не менее величественным. Сохранившаяся часть его фронтона - излюбленное место для фотографирующих туристов. Понедельник, кстати, дал мне возможность поснимать "чисто", - туристов почти не было. Если бы не угрожающего вида тучи над головой, то совсем было бы хорошо. )

От этого храма иду гулять по парку. Можно сказать, по городу, каким он был тысячи лет назад. Под ногами плиты известняка, ими вымощена улица Виа Сакра. Полагаю, что главная улица, ибо широкая и прорезает массив раскопок стройной длинной линией. Ну, а вокруг можно увидеть все, что было присуще любому римскому городу тех времен: жилые дома, форум, амфитеатр, еще какие-то постройки... Все ровненько, как по ниточке. Хорошо строили римляне. Красиво. ) Не спеша, наслаждаясь чистым воздухом, отсутствием дождя (даже солнце вышло из-за туч), дошел до "дальних" храмов.

Второй по ходу, или, тот, что между крайних - носит условное название "Храм Геры-II", или "Второй храм Геры". На несколько лет старше афинского Парфенона и лучше всех сохранившийся. Выглядит просто умопомрачительно, особенно в лучах солнца, когда желтоватый камень колонн как будто сам светится!

И третий храм - Геры-I. Его еще называют "Базилика", так решили археологи, когда производили здесь раскопки. Позже выяснили, что это вовсе не базилика, но название уже прижилось. По возрасту самый "старший" из троицы, около 550 года до н.э.


Вошел внутрь него... колонны скрадывают звуки, тишина и умиротворенность. То и дело по древним камням "чиркают" юркие ящерки. Ящериц больше, чем туристов. ) Оно и к лучшему, думаю. Такое место надо ощущать без многолюдья, без суеты. Чуть меньше часа я пробыл в Пестуме, это никуда не лазая, не припадая к колоннам в порыве вдохновения... просто прогуливаясь с одного края на другой. Больше времени ушло на ожидание электрички. В расписании поездов до Салерно не густо, зато обнаружил прямой до Неаполя, и обошлось без пересадки.

Страницы: 1 2

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo