Скандинавия, 2013, ч. 9

Люди, бронза и гранит. Летний день в парке Вигеланда.

Фрогнер-парк. Расположенный на западе Осло в районе Фрогнер, он вобрал в себя парк Вигеланда. Удивительная история: сам по себе довольно известный, зеленый массив Фрогнер-парка стал невероятно популярным под именем Парк Вигеланда. Во всей Норвегии, встретившейся мне по пути, дважды я испытывал чувство, которое захватывало меня без остатка, на сто процентов. Но, в отличие от вполне понятного природного восторга на вершине утеса Прекестолен, 30 гектаров и 227 скульптурных групп Парка Вигеланда ввергли меня в иррациональное состояние. Не поддающееся никакому объяснению. Такова природа творения мастера Вигеланда. Каждый человек видит и чувствует что-то особенное, понятное (или непонятное) лишь ему одному. Здесь бессмысленно провозглашать попутчику: "Смотри, какая красота!" Он лишь пожмет плечами и покажет на другую скульптуру, мимо который ты только что прошел равнодушно, скользнув лишь взглядом...

tur02-09-01

Без цитат из Вики мне не обойтись. Как-то раньше я не очень много знал об этом парке, в основном по фотографиям, которые нет-нет да попадались на глаза в интернете. Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 года в прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он подрос, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Там, в возрасте 19 лет, Вигеланд поставил перед собой цель: стать профессиональным скульптором. Друг великого Родена выполнил эту задачу, а учитывая предысторию возникновения Парка, даже перевыполнил. Случилось так, что в 1921 году власти Осло решили снести дом, где проживал художник, уже известный и любимый норвежцами, и построить на этом месте библиотеку. В виде компенсации Вигеланду предоставили новый дом-студию и - вот оно, главное! - 30 гектаров территории парка Фрогнер. Взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели. Полагаю, что Осло получил гораздо больше, после того, как главная работа скульптора была воплощена в жизнь. С 1924 года и в течение последующих двадцати лет, до своей смерти в 1943 году, Вигеланд создавал уникальный парк.
Размах творчества невообразим, со времен Микеланджело не было скульптора, который оставил бы после себя такое количество произведений. 227 скульптур из бронзы, гранита и кованого железа были умело вписаны в окружающий ландшафт. Так Фрогнер-парк стал известен на весь мир как Парк Вигеланда.

Темой парка являются "состояния человека". Каждая из статуй - это определенные эмоции, человеческие отношения, нередко - конфликт и агрессия. Не сомневаюсь, что все скульптуры в той или иной степени несут философский подтекст, но я, пожалуй, предоставлю читателю самому найти в интернете материалы, углубленно изучающие наследие Вигеланда. Я был потрясен, даже шокирован этим зрелищем, но если сейчас начну умничать, копируя чужие слова - вы мне просто не поверите и заскучаете, не ровен час. ) Это, как говорится, надо видеть!

tur02-09-02

Так получилось, что наша группа вошла в парк не через главные ворота, которые сами по себе - уникальное произведение искусства. Впрочем, обо всем парке можно так сказать. ) Так вот, наш путь начался с верхней точки ансамбля, бронзовой скульптуры Колесо Жизни. По задумке Вигеланда, – это символ вечности, воплощенный в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. Скульптура как бы подводит итог драматической теме, пронизывающей все, созданное скульптором в Парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы. Вот от этого "итога" мы двинулись дальше. Когда я спускался вниз, навстречу, по лестнице бежала девушка в спортивном костюме. "А что, - подумал я, вспомнив, как три месяца подряд готовился к подъему на Прекестолен и бегал на четвертый этаж до квартиры, - самое место для тренировок". Пожелал ей мысленно успехов на соревнованиях, и двинулся дальше...

tur02-09-08

Парк очень красив, ухоженный, "воздушный", а погода, как я уже говорил, нам весьма благоприятствовала, и солнечный свет играл всеми красками норвежской природы. При беглом осмотре, даже учитывая, что скульптуры расположены вдоль одной оси и только чуть-чуть "разбегаются" друг от друга, любой фотограф впадет здесь в отчаяние. Хочется фотографировать беспрерывно, столько фактурного гранита и бронзы что-то не припомню в своей жизни. Парк безусловно достоин длительного и неспешного знакомства с ним. Мы же, за недостатком времени, tur02-09-19некоторые скульптуры даже не видели, в частности, знаменитую группу Клан, уступающую в размерах только Монолиту... Но, безусловно, Плато Монолита и сам Монолит - это, что называется, "маст хэв". Не видел Монолит - считай, не был в парке Вигеланда. Не увидеть его, однако, трудно.

Возведение массива, именуемого Монолитом (Monolitten, 14,12 метра, 121 скульптура), началось в 1924 году. Сначала Вигеланд смоделировал его из глины, и только на это ушло 10 месяцев. Осенью 1927 года блок гранита, весящего сотни тонн, был доставлен в парк. Перевод фигур с макета начался в 1929 году и занял у трех резчиков по камню 14 лет. На Рождество 1944 года публике было разрешено полюбоваться Монолитом, более чем 180 тысяч человек могли подняться по крутым ступеням строительных лесов и в подробностях изучить новое творение Густава Вигеланда. Вскоре после этого навес был уничтожен.

Еще одна известнейшая скульптура в Парке - это Фонтан. Воды в нем пока что (в 2013 году) нет, но недалеко от него стоит стенд, на котором показано, каким красивым он будет после реконструкции. ) Ждать осталось недолго, весной 2014 года Фонтан уже должен заработать на радость публике.

tur02-09-20

Дальше идет Мост (это я рисую наш маршрут от противоположного, на самом деле это практически начало Парка). Шириной около пятнадцати, длиной примерно сто метров. 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин, одиночные и группы. Доминирующие мотивы работ - отношения между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми.

Примерно в центре моста находится небольшая, но очень популярная скульптура рассерженного мальчика ("Сердитый малыш", или Sinnataggen), являющаяся своеобразным символом парка. Не видел еще ни одного фотоотчета, в котором не было бы этого пацана. ) Может, поэтому машинально и не сфотографировал его! ))) А зря, надо ведь было еще и подержаться за его левую, блестящую от прикосновений, руку - на счастье. ) В этом же месте моста, но уже внизу, расположен водопад. И вообще, образуется некая зеленая тихая зона, умиротворение прямо-таки витает в воздухе. И все эти уточки, гуси-лебеди... эх, хорошо! )

tur02-09-31

tur02-09-33

tur02-09-34

На площадке перед самыми воротами установлен памятник Густаву Вигеланду, работы самого Мастера, такой вот автопортрет. И, конечно, Ворота! Гранит и кованое железо, красоты необычайной! Спроектированы были еще в 1926 году, но долго дорабатывались и реконструировались, а окончательный вариант был построен только в 1942 году.

tur02-09-35

Добавлю еще об одной стороне, которая иногда выпирает и тщательно подчеркивается в рассказах моралистов от мира сего. Масса обнаженных фигур увеличивает драматичность этого места и одновременно порождает некую двусмысленность. Относитесь к этому согласно вашему воспитанию, естественно. Художник сказал то, что хотел сказать, а мы, в свою очередь, облекаем увиденное в свои рамки. Нагота скульптур реалистична, но без излишнего натурализма, может быть обескураживающая, но позы людей не утрированы, все взято из жизни, окружающей нас. Стоит ли в таком случае осуждать то, что мы видим в Парке? Впрочем, находятся и такие люди. Например, в 2007 году горожане обнаружили, что "возмутительные места" каждой скульптуры заклеены полосками белой и черной бумаги.

Надо ли говорить, что после Парка Вигеланда тяжеловато было воспринимать другие достопримечательности норвежской столицы? Однако, мы это сделали! ) После чего я еще больше утвердился во мнении, что Осло - город не для одной туристической пробежки... да и двумя-тремя здесь не обойтись.

 

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo